Потомок Людовика XIV заказал нашей художнице маму и папу
Покровчанкн сумела очаровать своими работами монакскую и французскую знать: в Ницце, Каннах, Монако, Сан Поль Лавансе. Антибах и Монте-Карло. Там ее персональные выставки случаются чаще, чем в Саратове...
На открытии персональной выставки Альфии Пономаренко в Монте-Карло титулованные особы не знали, что эта роскошная дама, художница из небольшго волжского городка, в свое время по стахановски рисовала трехметровых членов политбюро... После бала граф Морис дё Лабр заказал россиянке портрет своих родителей.
«Хорошо, что Я не знала, что он по материнской линии потомок Людовика XIV, - поделилась переживаниями пятилетней давности Альфия, - а то бы переволновалась! Когда привезла графу готовые портреты, он так обрадовался, что попросил дописать в углу каждой работы гербы своих семейств».
Меня же больше всего интересовало: как судьба художницы сделала крен в сторону не нашего теплого моря? Вот ее удивительная история.
Дорога в Ниццу
«Лет десять назад, листая фотоальбом моих картин, подруга Светлана сказала: «Что ты тут делаешь, поехали со мной в Ниццу, у меня там подруга работает на богатого француза, который постоянно делает выставки. У него свои виноградники, рестораны». Я и сама созрела до мысли, что нужно двигаться дальше, и... заняла денег на поездку. Шел 2002 год. Уже в Ницце, подбирая в альбоме работы для выставки, организаторы перепутали их с фотографиями. Я им объясняю, что это не фото, а картины! Они были удивлены и решили не медлить, несмотря на очередь из жаждущих выставляться. После удачного дебюта главный художник по всему югу Франции, председатель местной ассоциации художников, сказал: «Вам нужно остаться здесь, писать портреты!» А у меня дома сын оканчивает 9-й класс. Француз был очень удивлен отказом, поскольку в Европе карьера ценится дороже, чем семья, а французы вообще довольно легко относятся к воспитанию своих детей».
Портрет Его Высочества
«У принцев совершенно нет времени позировать лично, к тому же я люблю работать по ночам. Почему раньше называли таких художников придворными? Они жили при дворе, писали при дворе, что в наш век нереально. В 2004 году я заочно написала портрет правящего принца Монако - Ренье III. Когда он увидел подарок, крепко обнял и понес портрет в замок, где он висит до сих пор. Охранники попытались ему помочь, а он сказал «Нет, я сам». Мне было очень приятно, портрет действительно получился живым.
На персональной выставке в Монте-Карло через пару лет я познакомилась с почетным консулом России Клодом Палланка. Ему понравился наш подарок: символ Саратовской области хрустальная стерлядь и портрет Его Светлейшего Высочества Альберта II. Этот «сложносочиненный» портрет переехал в фамильный замок в день национального праздника. Почему сложный? Я же пишу не для тех, кто его заказывает, а для потомков. По-хорошему, с «натурой» нужно общаться. Нужно приехать к человеку, попить с ним чаю, поговорить, разглядеть характер, который сложно поймать в камеру. Первый вариант принца я окончательно испортила. Позвонила от отчаянья в Монако, говорю, расскажите о своем Альберте хоть что-нибудь! «А-а-а, - говорят, - он любитель красивых женщин...» Я поняла, что меня обескураживало: один глаз Альберта на фото смотрел прямо, а второй все время ускользал. Его лицо четко разделено пополам: если закрыть одну половину, то принц получается очень серьезным, как правитель самого богатого государства. На второй половине уголком губ улыбается лик настоящего Казановы. Когда меня это осенило, я написала портрет моментально».
Полюбите генерала. Для начала
«...Неинтересных лиц не бывает. Мой преподаватель Виктория Шкунова говорила: «Для того чтобы по-человечески написать портрет, вы должны натуру полюбить». Этот момент уважения и любви к человеку нужно удержать. Иногда это бывает сложно, поскольку не все заказчики - приятные люди. Писала я одного генерала из Москвы. Открою этюдник - закрою: не могу настроиться. Две недели пыталась полюбить генерала, уговаривала себя, что он такой хороший семьянин, любит детей, терпит тещу... И в какой-то момент вдруг прониклась к нему уважением и ринулась писать портрет, пока чувство не остыло. Справилась, хотя заказ был в натуральную величину. Помню, дописывала портрет одного большого чиновника, а «лицо» вдруг нагрубило мне по телефону. Я обиделась и долго не могла закончить работу: нельзя выплескивать плохое настроение на холст. Когда у меня плохое настроение, муж везет меня на реабилитацию в лес.
Горбачёв без единого пятнышка
«Я трудоголик. Хорошую школу прошла в Художественных мастерских при Союзе художников России. Процесс был отлажен, фото вождей портретистам присылали из Москвы, «Черно-белого» Горбачена, например, нам прислали без пятна все ненужное уже было заретушировано. Мы с напарницей, Ниной Денисовой, натягивали здоровенный
холст, ставили стол, стул... Намазал - слез, отошел на несколько шагов, и снова наверх, к счастью, нам было по двадцать лет, писали быстро, к тому же рядом был опытный дядя Женя (педагог в художественном фонде Евгений Желнов) «Вот здесь красненького добавь, вот здесь зелененького», - учил нас Евгений Васильевич. До сих пор с любовью вспоминаю своего учителя (теперь директора) в художественном училище имени Боголюбова Станислава Таратухина. Он мне нещадно ставил пары по рисунку. Больше за поведение, но, тем не менее, всё лето, пока однокурсники отдыхали, я писала под зорким глазом мамы. В 1997 году на одной из выставок Станислав Константинович, взглянув на мои работы, сказал, что не зря ставил мне пары. Зато теперь меня надо буквально отгонять от холста: пишу по 16 часов в сутки. Отдышаться могу только на природе. У меня друг живет в Тёпловке, так я обожаю к нему ездить, отмываться от своих портретов у воды, ловить карасей. Что пишу для души? Цветы на своей даче, и каждый раз они получаются по-новому. Мама недавно мне сказала: «Дочка, наконец-то ты научилась писать цветы». Мечтаю написать парадный портрет роскошной женщины в интерьере, например, Катрин Денёв».