Творчество - не спорт, здесь нет пьедестала почета для первых, вторых и третьих. Но если говорить о чисто коммерческом спросе на картины, то Альфия Пономаренко является сегодня, бесспорно, самой успешной саратовской художницей. Портреты ее кисти преподносили в качестве подарка президенту Путину, Патриарху всея Руси Алексию-II, Далай-ламе XIV. Принц Монако Ренье-III и прямые потомки Людовика XIV сами заказали свои портреты художнице с берегов Волги.
С Альфией Пономаренко я познакомилась накануне перестройки. Встретившись 15 лет спустя в магазине на Московской, мы снова быстро перешли на «ты» и обменялись визитками. Когда я узнала об успехах этой очень красивой женщины-художника, которая без всяких связей зарабатывает деньги творчеством, то мысль об интервью пришла сама собой. А тут еще и так называемый информационный повод — Альфия недавно вернулась из Монако.
- Это была моя вторая поездка в княжество. На этот раз меня пригласили на праздник «Русский вечер», посвященный Дню 8 Марта. Его устроило русское консульство в Монако во главе с консулом Клодом Палланка. В числе приглашенных - жители Монако, крупные бизнесмены, коллекционеры и представители правительства княжества Монако. Зал украшали картины художников из коллекции известного коллекционера Рене Гера, несколько картин Зинаиды Серебряковой. Но это не была выставка-продажа. Это был вечер в золотом зале отеля «Фермонт», который проходил в очень теплой атмосфере. Мои картины «Зима» и «Весна» в женских образах имели много положительных отзывов. Меня наградили дипломом и ценными подарками, дали слово, и я произнесла благодарственную речь. Закончился праздник танцами.
Моя очередная персональная выставка в Монако, кстати, назначена на конец 2009 года. Я уже начала подготовку к ней.
- Ты - лауреат премии им. М. Ломоносова, которую тебе вручили вместе с золотой медалью за вклад в развитие отечественной культуры, профессор. Но ты не член Союза художников России. Почему?
- В Союз художников я пыталась вступить в самом начале моего пути. Не приняли - сказали, что молодая очень. Потом еще один раз пробовала — не приняли опять, очередь не дошла. А потом... мне это просто стало не нужно.
- Великий Веласкес начал свою карьеру придворного художника с портрета короля Филиппа IV. А как это получилось у тебя?
- После окончания Саратовского художественного училища меня распределили на работу художником-оформителем в военное училище химзащиты. Я быстро поняла, что, рисуя плакаты, умру как художник очень быстро. С большим трудом (ни связей, ни денег) устроилась в мастерские Художественного фонда, но в штат меня не взяли... И вот однажды худсовет принял портрет Михаила Горбачева, который написала я, за портрет работы моего учителя Евгения Желнова. Когда ошибку обнаружили, Евгений Васильевич был очень рад и горд за меня, а весь худсовет пошел к начальству со словами: «Возьмите девочку в штат, где мы еще такого портретиста найдем?» Вот с портрета первого и последнего Президента СССР и началась моя карьера художника-портретиста. Не могу не сказать несколько слов о Евгении Васильевиче. Он был не только талантливым живописцем и графиком, который мне «поставил глаз» и научил остроте портретного видения, но еще и просто очень хорошим, добрым человеком. Он всегда был готов прийти на помощь в трудную минуту и найти слова утешения, если меня обидели.
- Хоть и сказано, что тщеславие — одно из любимых качеств Князя тьмы, но без него не сделаешь карьеру и больших денег не заработаешь. Насколько ты тщеславна: хочешь остаться в истории, или тебе достаточно быть популярным и востребованным художником?
- Мое тщеславие заключается в старании делать то, что я делаю как можно лучше. Лучше многих. А что из этого получится, покажет время.
- Один из сокурсников Никаса Сафронова, по словам мастера, был намного его талантливее, но через 15 лет после окончания вуза спился, не выдержал... В нашей стране, как ни в какой другой, художникам, писателям и поэтам нужна очень устойчивая психика, что часто противоречит наличию таланта. У тебя «устойчивая психика»?
- Не очень. Но в трудные минуты выручает помощь близких и общение с природой. Очень люблю плавать в реке, озере - вода смывает все плохие взгляды, успокаивает. У нас с мужем есть общее хобби - рыбалка. Причем не только летняя, но и зимняя тоже.
- Зависть всегда сопровождает успех. Ты сильно от нее страдаешь?
- Страдаю, конечно. Но завидуют очень глупые люди, которые видят только результат и не видят, какой труд за ним стоит. В России сейчас очень недружелюбное общество: ничего не дают, никуда не пускают. Но страдаю не от коллег-художников. Таланту ведь всем примерно одинаково выдали, только пахать по 16 часов в сутки может не каждый. Художники это понимают. Я, например, когда цветут ирисы, пишу день и ночь. Даже с друзьями не общаюсь. Они уже знают - стараются не звонить.
- Что такое, по-твоему, быть обеспеченным человеком?
- Это значит иметь большой уютный дом на земле, где можно посадить деревья и цветы. И чтоб местечко было поюжней, неважно, в какой стране. А еще иметь возможность путешествовать, посмотреть мир, а не торчать сутками на работе, не быть рабом своего бизнеса.
- Какого художника ты назвала бы состоявшимся?
- Такого, как Сальвадор Дали. Благодаря его умной жене :-)
- Тратила ли ты золотое время на изобретение велосипеда или воспользовалась примером чужого удачного пиара? Был ли достойный объект для подражания?
- Была помощь компетентного человека. В 1993-94 гг. был очень тяжелый период в жизни моей семьи. Мы были вынуждены жить в коммуналке в Энгельсе. Тогда мой друг и бизнесмен Александр Камаев был первым, кто подсказал, что нужно делать, и начал помогать. Он посмотрел мои работы и предложил сделать выставку в ночном клубе «Эльдорадо». Я пыталась ему возражать, утверждая, что в казино выставок не бывает. На что он ответил: «Мы будем первыми!» Это он начал знакомить меня с людьми, учить маркетингу.
- Конечно, ничего не произойдет, если нет таланта. Ни пиар, ни деньги, ни связи не помогут. Необходимая составляющая успеха — каторжный труд художника. Как долго ты пишешь портрет? Сколько нужно сеансов для предварительных набросков к портрету?
- Я пишу в основном по фотографиям. XXI век на дворе все-таки. Некогда людям, заказывающим портреты, позировать. Они ведь не ирисы. Безусловно, помогает очень хорошая память на лица — я могу узнать человека, которого видела однажды, и через 20 лет. Пишу портрет от месяца до двух в зависимости от размеров и сложности. Бывает, что работа не идет, и тогда я режу и выбрасываю холст. И начинаю снова. Мне необходимо найти внутреннюю связь с человеком, которого я рисую. Чтобы портрет не был маской. Я пишу очень похоже с оригиналом. Как-то писала одного чиновника, что-то в глазах его тоненькой кисточкой дописывала, и вдруг в них появилась такая тоска, что я остановила кисть...
- Один классик с осуждением констатировал, что в сердце льстец всегда отыщет уголок, зато другой призывал друг другом восхищаться. Хорошо, когда восхищение искреннее, а лесть не грубая. В какой степени твои портреты — комплименты?
- Льщу, конечно. Хотя и добиваюсь абсолютного сходства. Иногда, глядя на фото, сама удивляешься тому, что так плохо выглядишь. Ведь камера беспристрастна, она не может убрать плохое освещение, настроение, неудачный наряд. А человеческий взгляд не воспринимает то, что «не нужно». Лишние морщинки, например. Я ведь не карикатуру рисую, поэтому всегда стараюсь подчеркнуть все лучшее, что есть в человеке. Например, у Путина много морщин на лбу. Пробовала написать без них. Ну не Путин же получается! Поэтому характерные морщины все равно остаются.
- Портрет Путина ты писала, наверное, по фотографиям. Кто тебе их предоставил?
- Заказали портрет москвичи. Но прислали очень неудачные фотографии. Выручил Д.Ф. Аяцков - дал хорошее фото, на котором Путин очень добрый, в какой-то, видимо, хороший жизненный момент. Вот тогда и все остальные фото пригодились.
- Так устроен свет, что часто известность художнику приносят портреты первых лиц страны. Я не буду тебя спрашивать о стимулах творца, рисующего власть, и о том, насколько бы ты была успешной, если бы не рисовала этих людей. Я догадываюсь, что их писать очень сложно. Какие обычно бывают пожелания у заказчика, прежде чем ты начнешь работу?
- Выбираю не я - меня выбирают. Обычно это происходит так: если я нужна VIР-персоне, то раздается звонок, и в назначенный час к подъезду подают машину. Все мелочи мы обычно обсуждаем совместно с заказчиком. Мой надежный помощник фотограф Юрий Пузанов делает множество фотографий. Со всех ракурсов. Часто фирма юбиляра, его сослуживцы заказывают портрет к круглой дате. Или мужья дарят портреты женам-красавицам. Но это случается гораздо реже.
- Есть ли разница между зарубежными и отечественными VIP-персонами? Говорят, что наши все подарки принимают как должное, а иностранцы непременно благодарят. Так ли это?
- Граф Морис де Л'Арбр во время моей персональной выставки в Монако заказал портреты своей семьи (мамы, папы и свой) - все прямые потомки Людовика XIV из династии Бурбонов. Он их оплатил, а потом пригласил меня запросто погостить у них в замке летом. Что касается родины, то здесь особой любви к себе и благодарности от заказчиков я не замечаю.
- Ты часто даришь портреты сильным мира сего. А простым смертным?
- Портреты сильным мира сего дарю не я, а те, кто их заказывает. Я делаю подарки в основном друзьям и близким людям. Чаще всего это цветы. Мои никогда не завянут:-)
- Из могучей тройки Глазунов-Шилов-Сафронов тебе кто-нибудь нравится как художник? Назови своих любимых художников.
- Все трое, конечно, молодцы. Но они не входят в число любимых. Любимые - Крамской, Клод Мане, Дали. Очень люблю портреты работы старых русских мастеров, хожу смотреть на них в Третьяковку. Многому у них учусь. Кружева рисовать, например.
- Хорошо, конечно, если тебе в колыбель твои родители положили деньги, связи и известную фамилию. А если нет? Что тебе положили в колыбель?
- «Я вышла ростом и лицом - спасибо матери с отцом». А еще им за то спасибо, что разглядели мой талант. И моей бабушке спасибо за то, что с 5 лет водила меня в художественную студию, не ленилась.
- Из 2914 художников, представленных в лондонской галерее Таlе, только 348 являются женщинами (12%). Из актуальных художественных работ женщин-художниц и того меньше — 7%. Как объяснить такую статистику?
- Настойчивости у нас, видимо, маловато. Обычно ведь как бывает: побилась, побилась да и бросила.
- Твои домашние мужчины тебе помогают?
- Мы учимся друг у друга. Я, например, у сына - упрямству. Он у меня чему-то еще. Муж, чтобы мне помогать, научился готовить. Мясо уже готовит лучше, чем я. Но самое главное, что мы в тяжелый момент остались семьей. Потому что такое не все выдерживают. Некоторые друзья моего мужа после потери собственного бизнеса спились, опустились.
- Ты подсчитывала количество своих работ?
- Ну, щас я все брошу и буду считать! Нет, конечно. Кому это нужно - пусть считают. А я в это время что-нибудь еще напишу.
- Запасы родины продавать, конечно, легче, чем собственный талант. Да и прибыльней. Но в любом случае нужно стараться не продавать его за порцию еды, как Пиросмани. Сколько стоит портрет твоей кисти?
- Без комментариев.
- Но твои работы самые дорогие в Саратове?
- Да.
- Необходимость идти в русле моды продиктована условиями выживания художника. А почему ты так часто рисуешь ирисы? Это твои любимые цветы? Или они пользуются спросом?
- Просто это любимые цветы. Потому они и имеют успех, наверное. При постоянстве формы - потрясающее разнообразие, их можно писать бесконечно...
- Какая у тебя есть мечта как у художника?
- Быть обеспеченным человеком, который может себе позволить заниматься любимым делом с кайфом и не спеша.
- А захотела бы ты стоять у мольберта, если бы у тебя было все, что ты хочешь?
- Конечно! Я рисую то, что мне нравится. Меня не волнует - купят то, что получится, или нет. Есть просто потребность рисовать. Это часть моего существования.